Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Глава 71. Где искать новых воинов?

      Хоремхеб предложил Небуненефу деньги за воинов, однако Верховный жрец отказался, заявив о своём долге бескорыстно помогать Богам. Более того, Небуненеф сам предложил финансовую помощь. Это было как нельзя кстати, так как золото, взятое из сокровищницы пирамиды, имело конечную величину. 
      Весь оставшийся день ушёл на знакомство с воинами отряда. Хоремхеб проверял физическую готовность воинов, а Тефнут, вызывая их поочерёдно для индивидуальной беседы, опрашивала личные данные, записывая биографии каждого на отдельный лист папируса. К вечеру скопилась кипа «Личных дел», для которой следовало найти хранилище. Небуненеф, удивлённый педантичностью Богини, предложил кожаный короб, украшенный золотом. 
      С разрешения Небуненефа отряду Тефнут позволено было жить в их старой казарме, в которой выделили отдельный угол, произведя некоторые перемещения, Хоремхебу и Тефнут выделили одну из комнат возле храма из числа предназначенных жрецам. 
      — Не ожидал от вас такого: голыми руками разорвать крокодилий панцирь с медными пластинами! Его даже стрелы не пробивают! — вспомнил Хоремхеб после окончания трудового дня. 
      — Меня так разозлили воины, не желавшие идти в наш отряд, что я решила проучить одного из них.
      — И это правильно. Воин должен уважать командира, а для этого его следует убедить в превосходстве командира не только по праву рождения, но по силе, ловкости, разуму. Признаться, я не был уверен, что столько воинов изъявит желание подчиняться, хоть и Богине, но всё же женщине, ведь женщины в Египте не в почёте — их удел не руководить мужчинами на поле боя, а растить детей, во всём слушаясь мужа. За всю историю Египта только несколько женщин реально правили народом, и лишь одна проявила полководческий талант — это была царица Яххотеп, мать молодого фараона Яхмеса I, награждённая им за доблесть, проявленную в боях, «Золотыми мушками».
      — Это что за награда? Женское украшение?
      — Это золотой знак отличия за храбрость. Обычно он представляет три плоские массивные золотые пластины в виде мух, жёстко закреплённые на золотом обруче, надеваемом на шею. Раньше ценилось только золото, и награждённые, как правило, переплавляли его в золотые кольца, на которые принято покупать товары, но со временем стала почётна именно сама награда. Однако награда выглядела слишком просто, и награждённые воины с помощью ювелиров стали переплавлять плоских мух в более изысканные формы. 
      — Понимаю, это первый в мировой истории орден.
      — Что такое «орден»?
      — Это награда правителя за те или иные заслуги. Она даже не всегда делалась из золота, но однозначно выделяла награждённого из массы остального народа. Иногда правитель выдавал не саму награду, а лишь документ на право ношения ордена, а награждённый шёл с ним к ювелиру и за свои деньги изготовлял награду по утверждённому указом повелителя образцу. Странно, почему именно мухи стали символом храбрости?
      — Что тут странного? Вы пробовали поймать муху? Если вы заметили, это очень трудно. К тому же, как ни странно, не пойманная муха не улетает в страхе, а продолжает назойливо вам досаждать, проявляя при этом чудеса храбрости и ловкости. «Золотые мушки» — это символ ловкости и бесстрашия. В Двух землях это самая почётная награда. Обычно награждают особым оружием, самым дорогим из которых является железное. Это оружие делается из метала, упавшего с неба, поэтому настолько дорого, что позволить его купить может разве что номарх. В мою бытность повелителем у меня был всего лишь кинжал. Я повелел положить его со мной в гробницу. Кстати, она совсем недалеко отсюда — на западном берегу в Долине царей. Может достанем? Там должно быть достаточно золота, чтобы содержать отряд значительно больше пятисот человек, его мы тоже изымем.
      — О дороговизне метеоритного железа я знаю. Его массовое производство из руды является государственной тайной хеттов. Что касается вашего золота, идея неплохая. Сами решайте: хватит ли нам нашего золота прокормить войско в течение трёх лет? Однако советую оставить эту идею на крайний случай, так как, если моя задумка осуществится, далее наш отряд перейдёт на полное государственное обеспечение. 
      — Вы так уверены? Не могли бы вы прояснить судьбу нашего отряда?
      — Я стараюсь держать нити будущего в своих руках, размышляя над тем, как наиболее эффективно использовать наш отряд, чтобы угодно нам изменить историю и сберечь воинов.
      — Сражения не бывают без потерь.
      — Потери тоже бывают разными. Лично я намереваюсь одержать бескровную победу, естественно, с нашей стороны. 
      — Воины для того и существуют, чтобы погибать на поле боя — это для них честь! Всё равно когда-нибудь умрёшь. Лучше погибнуть с честью, чем прозябать вечно в бесчестии. Воины знают, что павшим с честью гарантирована достойная загробная жизнь, и не боятся смерти. 
      — Её и не надо бояться. Главное, чем больше у нас после сражения останется воинов, тем опытнее будет становиться наш отряд, а это значит, тем большая вероятность у нас будет одержать победу в следующем бою с ещё меньшими потерями. Это настолько очевидно, что не заслуживает полемики.
      — У вас задатки великого полководца, жаль, что вы не мужчина, вы бы завоевали весь мир. 
      — Признаться, у меня есть опыт овладения огромной частью мира, многократно превышающую известную вам, совершенно без потерь. Что касается нашей миссии в данной точке истории, в нашу задачу входит не помощь Рамсесу в завоевании Ойкумены, а овладение артефактом Мёртвого моря, но я не хочу рассуждать о будущем, так как по опыту знаю, чем больше его проясняешь друзьям, тем призрачнее оно становится для достижения. Оставим этот разговор на времена, когда завладеем артефактом. Расскажите лучше, как вам понравились наши воины?
      — Как могут понравиться новобранцы: они ничего не умеют, но горят желанием отдать жизнь за Тефнут. Все только и говорят о чести воевать под отрядным знаком Тефнут, представшей пред ними в зримом обличии, пришивают к щитам и шлемам пучки соколиных перьев. Ходит молва, что во всём Уасте отныне не сыскать соколиных перьев — всё враз скупило наше воинство. Кстати, где вы планируете искать следующих новобранцев? Опять по храмам?
      — В Уасте много храмов. Это самый удачный для нас способ поиска, так как большая часть денежной нагрузки ложится на плечи жрецов. Храмы здесь очень богаты, грех этим не воспользоваться. Я уже провела некоторые исследования. Большинство наших воинов местные родом с западного берега. Видимо, туда не проникли генетические мутации, занесенные завоевателями. Правда случай с нашим благодетелем Небуненефом доказал, что нужных нам людей можно найти даже среди прямых потомков правителей чужеземных стран, но это скорее тоже генетическая мутация, обратная первой. Я знаю, что такие люди всегда будут встречаться в разных точках мира, но станет это большим исключением. Я надеюсь на Небуненефа. Начинается разлив Нила, а это значит, скоро быть ежегодному празднику. Небуненеф мне предложил в нём участие в ранге почётной гостьи. Естественно, я поставлю условие и вашего в нём непременного участия. Сценария праздника я не знаю, но он намекнул, что это подобно торжественному шествию по храмам Уаста. 
      — Очевидно, речь идёт о праздничном шествии по храмам Ипет-Исут. Он символизирует ежегодное возрождение природы и проводится с начала правления Яхмеса. Раз его видевший не забудет его никогда! Вам несказанно повезло. Начинается он с разливом Нила и продолжается несколько недель. Вы не представляете, как преображается Уаст в эти дни. Всё вокруг залито, лишь храмы величественно торчат из воды. Не буду далее рассказывать, скоро сами всё увидите. Божественная Тефнут, меня угнетает вопрос, почему вы так упорно настаиваете на том, чтобы в нашем отряде присутствовали только холостые воины? — поинтересовался Хоремхеб.
      — Я не хочу обременять наш отряд обозом с семейным скарбом. Мы должны перемещаться быстро, оказываясь в самом неожиданном для врага месте.
      — Прекрасно, но любое войско должно обеспечиваться питанием. Кроме того, у нас будут кони, которых тоже надо чем-то кормить. Движение отряда не всегда будет проходить по плодородным землям. Я знаю, что окрестности Мёртвого моря, куда мы держим путь, не столь плодородны, как Чёрная земля вдоль Нила. У нас могут возникнуть серьёзные проблемы, если мы заранее не запасёмся продовольствием и фуражом, поэтому без обоза нам не обойтись — это первое. И второе: египетская армия в мирное время проживает в военных поселениях, расположенных вблизи границ на пути наиболее вероятного вторжения предполагаемого противника. Военные поселения сами обеспечивают себя питанием. Нам не избежать проживания в подобном поселении в течение ближайших трёх лет, пока будет обучаться наш отряд. Как вы мыслите военные поселения без женщин?
      — Что вы предлагаете, Хоремхеб?
      — Брать и женатых воинов, особенно если это опытные бойцы. Мы сделаем из них командиров младшего и среднего звена. У каждого военачальника должны быть помощники. Одному не справиться с руководством даже пятисот человек. У каждого вида войск должен быть свой командир: у колесничих, у копейщиков, у мечников. Кроме того, каждый вид войск должен быть разделён на более мелкие отряды, скажем, на сотни и десятки, способные действовать самостоятельно в бою, ведомые опытными командирами. 
      — Вы совершенно правы. Передайте Небуненефу, что я поменяла решение, сами его изложите, как сочтёте нужным. Только у меня будет одно условие. Раз нам не избежать военных поселений, жёны опытных воинов также должны уметь меня видеть в бестелесной форме. Они со временем родят детей, поэтому, на мой взгляд, важно иметь генетически чистое военное поселение. Придумайте что-нибудь с Небуненефом, чтобы я смогла испытать и жён опытных воинов. Опытные воины — это хорошо, вы сразу прикиньте оптимальную их численность, чтобы у нас не было перебора с женской их половиной. 
      — Благодарю за доверие, Божественная Тефнут.

Навигация по главам:

Предыдущая      ◄      Начало текущей      ►      Следующая